Для чего нужен катализатор в глушителе?

Для чего нужен катализатор в глушителе?

Каталитический нейтрализатор или катализатор в работе автомобиля уже начинает играть привычно важную роль. Для чего нужен катализатор глушителя? У катализатора только одна функция, нейтрализация и уменьшение выброса в окружающую среду вредных веществ, содержащихся в отработанных газах. Однако его работа в выхлопной системе имеет и некоторые побочные эффекты, но об этом подробней ниже.

Что такое катализатор глушителя?

Катализатор – это компонент выхлопной системы автомобиля, состоящий из металлического блока и небольших патрубков, соединяющих его с трубами системы глушителя. Устанавливается катализатор сразу после коллекторной трубы, часто его крепят на фланце самой коллекторной трубы.

В блоке катализатора находится ячеистая структура, по виду напоминающая пчелиные соты. Эти соты покрывают специальным составом, который при нагревании детали начинает процесс изменения состава отработанных газов. Рабочая температура катализатора варьируется в пределах от 300 до 800 градусов Цельсия, при слишком высокой температуре ячеистая структура спекается и прогорает, что приводит катализатор к негодности. Этого лучше избегать, и как это делать мы расскажем ниже.

Для чего нужен катализатор на глушителе? Он выполняет три функции:

  • доокисляет угарный газ до относительно безвредной двуокиси углерода;
  • расщепляет остаточные углеводороды на двуокись углерода и воду;
  • выделяет азот из вредных окислов азота тем самым, делая их менее вредными.

Как видно, пользу для окружающей среды и экологии катализатор глушителя приносит огромную. В большинстве европейских стран его наличие на автомобиле является обязательным, и требования к токсичности выхлопных газов, в связи с этим, тоже большие. К сожалению, в нашей стране эта деталь не является обязательной.

Побочные эффекты наличия катализатора в выхлопе

Если катализатор в глушителе установлен, то от его наличия получается побочный эффект, который приводит к некоторой потере мощности двигателя. Дело в том, что поток отработанных газов, попадая в ячеистую структуру катализатора, теряют в скорости движения, что приводит к появлению сопротивления и образованию обратного давления. Воздействие обратного давления ухудшает освобождение от отработанных газов камер сгорания, на это уходит больше работы двигателя. В результате имеем некоторую потерю мощности, ориентировочно она составляет порядка 1,5-2,0% (только на катализаторе).

Для компенсации этого побочного эффекта можно установить высокопроизводительный катализатор, однако по цене он будет дороже стандартной модели.

Как существенно продлить срок жизни катализатору?

Катализатор выхлопной системы автомобиля достаточно долговечная деталь. Она сможет прослужить вам очень долго, если вы не будете нарушать режимы ее эксплуатации.

Чтобы ваш каталитический нейтрализатор прослужил долго, следует придерживаться следующих правил:

  • должен быть исправен датчик кислорода, (датчик определяющий количество кислорода в отработанных газах и помогающий в правильном формировании топливной смеси);
  • масло из двигателя не должно попадать в систему выхлопа, это одна из главных причин быстрого выхода катализатора из строя, так как его не рассчитывают на такой режим работы;
  • всегда используйте октановое число топлива для вашего автомобиля, соответствующее корректной работе двигателя и паспортным данным;
  • должна быть правильная настройка системы зажигания, соответствующая двигателю и топливной системе.

Большинство перечисленных пунктов, при их неисполнении, будет плохо сказываться на всей работе автомобиля не только на сроке жизни катализатора. Поэтому важно их придерживаться.

Если ваш катализатор вышел из строя, то вам необходимо заменить его. Если взвесить все «за» и «против» наличия катализатора в выхлопной системе, то в приоритете все же экология, а не небольшая потеря мощности двигателя в вашем автомобиле.

Об авторе

Сергей Гуйда administrator