Вопросы, связанные с работой выхлопной системы автомобиля являются довольно частыми, особенно если сталкиваешься с ее поломкой или хочешь понять принцип ее работы. Чтобы ответить на вопрос, чем резонатор отличается от глушителя, стоит сначала обмолвиться об их главной функции.
Резонатор и глушитель входят в состав настроенной выхлопной системы, и здесь слово «настроенной» следует подчеркнуть. Так как и форма, размер, внутреннее строение и резонатора, и глушителя, а также соединяющие их трубы, их форма, длина и диаметр, все это рассчитывается на специальных стендах при разработке автомобиля и подчиняется строгим зависимостям.
Что значит «настроенный выхлоп»? Это выхлопная система вся целиком, разработанная специально под конкретный двигатель и под конкретную топливную систему авто таким образом, чтобы полезная мощность, расход топлива и уровень шума от работы двигателя находились в лучшем балансе. Именно поэтому любые «самодельные» элементы выхлопа могут изменить картину и отрицательно сказаться на работе автомобиля. К примеру, увеличится расход топлива, упадут обороты двигателя, уменьшится срок работы мотора до капремонта, и т.д. Нельзя просто взять и вырезать резонатор, вставив вместо него трубу, и думать, что поменяется только звук.
И так, основная функция резонатора и глушителя – это уменьшение шума и компенсация импульса, возникающих при работе двигателя, а точнее от детонации топливной смеси в камере сгорания, которая фактически сопровождается взрывом, и очень громким. Чтобы в этом убедиться, демонтируйте выхлопную систему и включите двигатель.
Вот перечень функций связки резонатор+глушитель:
- гашение шума от работы двигателя;
- сглаживание импульса или пульсаций (резонатор);
- остывание отработанных газов в процессе движения по выхлопу и вывод их за пределы авто;
- предохранение нижней части кузова от горячих выхлопных газов.
Основное назначение глушителя и резонатора
На вопрос, где глушитель, а где резонатор в выхлопной системе, ответить легко. Резонатор всегда будет ближе к двигателю, а глушитель соответственно дальше, если двигаться от мотора по выхлопному тракту. Глушитель и резонатор чем отличаются, если и тот и другой выполняют роль гашения звуковой волны? Резонатор гасит низкочастотные звуки, особенно носящие пиковый (резонансный) характер, а также сглаживает пульсации. Глушитель выполняет роль окончательного гашения звука, вплоть до приемлемого человеческому слуху, по всем частотам. Если убрать резонатор и оставить только глушитель, то появятся басовые нотки при работе двигателя, иногда на уровне не допустимом по существующим нормам, это стоит учитывать, чтобы не получить штраф. Также уменьшится ресурс работы глушителя, и может потеряться полезная мощность двигателя.
Для некоторых малолитражных двигателей небольшой мощности функцию резонатора и глушителя объединяют, но это рассматривается как исключение. Обычное строение выхлопа подразумевает все же наличие и резонатора, и глушителя.
Об авторе