Одной из причин быстрого выхода из строя выхлопной системы автомобиля в прошлом была жесткая фиксация всего выхлопа на двигателе. Эту проблему решали разными способами, но наиболее эффективным оказалось использование специального изделия, которое стали впоследствии называть гофрой глушителя. Хотя правильным будет и название виброкомпенсатор. При помощи гофры удалось частично компенсировать вибрации, которые передавались от работающего мотора на всю систему выхлопа целиком. Данная деталь оказалась особенно эффективной при появлении резонансных колебаний.
Чтобы виброкомпенсатор работал исправно и длительное время, его необходимо защитить снаружи, ведь сам по себе этот элемент выхлопной системы является частично подвижным, а значит более уязвимым. Разработка эффективной защиты и привела к появлению гофры типа кольчуга или гидра. Что это такое, и где используется в автомобиле, на этих вопросах мы остановимся несколько подробней.
Назначение гофры глушителя типа Гидра или Кольчуга
Гофра кольчуга или гидра (hydra) — это виброкомпенсатор, который позволяет снизить уровень колебаний, возникающих в двигателе автомобиля, и передающийся дальше в систему выхлопа. Снижение вибраций дает возможность увеличить срок эксплуатации всего выхлопа и положительно сказывается на всех деталях системы. Как и другие типы гофры глушителя, система кольчуга может иметь различные характеристики и габаритные размеры. Здесь можно выделить тип виброкомпенсатора гидра или кольчуга:
- Работающий на растяжение и сжатие. Для таких изделий существует ограничение по длине, которое должно быть не более 150 мм. Сама деталь устанавливается под выпускным коллектором в вертикальном или близком к вертикальному положению, и всегда имеет усиленную конструкцию.
- Работающий на изгиб. Здесь ограничение по длине составляет не более 400 мм, а местом установки чаще всего является приемная труба до катализатора, но могут быть и варианты.
Сам принцип работы указывает на разницу этих двух типов гофры. Для варианта Кольчуги (Гидры) имеются и первый, и второй тип конструкции. Теперь давайте рассмотрим, в чем принципиальная разница кольчужного строения виброкомпенсатора.
Особенности строения и преимущества гофры кольчуга (гидра)
Любая гофра системы выхлопа будет состоять из нескольких слоев. Бюджетные модели могут содержать только 2 слоя, в то время как более качественные и более дорогие по цене содержат 3 и даже 4 слоя. Здесь следует выделить:
- защитный внутренний слой, в некоторых моделях его может и не быть;
- внутренний слой гофры, их может быть и два;
- наружный защитный слой, должен быть обязательно.
Наше внимание концентрируется именно на последнем пункте, а именно на наружном защитном слое. В привычной для многих конструкции защита обеспечивалась при помощи оплетки из нержавейки. Однако у оплетки выявились недостатки, она не особенно хорошо проявляет себя при механических нагрузках. Под такими нагрузками понимаются попадающие по детали камни во время движения автомобиля, незначительное трение о предметы при езде по сильно неровной или даже пересеченной местности, несильные удары о внешние препятствия и т.д. Оплетка такие нагрузки не выдерживает, особенно во второй половине срока эксплуатации гофры.
Такие наблюдения и испытания привели к тому, что появился альтернативный вид внешней защиты, который и стали называть Кольчугой. Внешне он напоминает кольчугу рыцарей средневековья. Этот тип защиты еще называют гидра (hydra), отсюда второе название. Ее также изготавливают из прочной нержавеющей стали.
При долговременных испытаниях кольчуга показала себя лучше. Она лучше защищает от механических нагрузок, дольше служит, и в состоянии больше выдержать без потери целостности внутренней оплетки. Именно поэтому многие производители стали переходить на такой тип защиты, а покупатели чаще устанавливать ее в свои автомобили.
Об авторе